Специальная оценка условий труда

Со вступлением в силу с 1 января 2014 года федеральных законов от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и 28 декабря 2013 года № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» обеспечено внедрение специальной оценки условий труда в целях установления реального состояния условий труда на рабочих местах.

По состоянию на 26 декабря 2019 года специальная оценка условий труда проведена у 764,5 тыс. работодателей на 32,5 млн рабочих мест. Количество работников, занятых на этих рабочих местах, составляет 43 млн человек.

Минтруд России подготовил законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О специальной оценке условий труда»» с целью совершенствования механизмов формирования и использования данных Федеральной государственной информационной системой учета результатов проведения специальной оценки условий труда.

Чтобы минимизировать риски нарушения социально-трудовых прав работников, законопроектом предлагается:

  • установить требование, согласно которому сведения о планируемой спецоценке должны быть внесены оценщиком в информационную систему сразу после заключения договора с работодателем о её проведении (до начала ее проведения);
  • связать момент вступления в силу результатов спецоценки с внесением сведений о ней в государственную информационную систему.

Законопроект предусматривает превентивный механизм защиты прав работников: мотивирует работодателя к завершению процедуры специальной оценки условий труда, позволяет обеспечить наполнение государственной информационной системы корректными данными о результатах спецоценки и повысить ответственность работодателя и оценочной организации за ее результаты.